История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря Ново-Нямецкий
монастырь является преемником традиций Нямецкой Лавры, находившейся на
территории Молдовы (современной Румынии). Большое место в истории
Нямецкой Лавры занимала жизнь и деяния ее незабвенного игумена
преподобного Паисия. Этот удивительный святой возродил духовное
старчество на земле молдавской, установил в Нямецком монастыре устав и
чин общежительной жизни, "верных на учил" непрестанной Иисусовой
молитве. Нямецкая
Лавра, будучи большим религиозно-нравственным и просветительским
центром своей страны, обладала огромными богатствами: имениями,
угодьями, скотом и прочим имуществом - не только в Молдове, но и в
Бессарабии. Многих тайно привлекало это богатство. Так,
правительство Александра Кузы приняло решение о подчинении Молдавской
Православной Церкви государственному аппарату. Монастыри, в том числе и
Нямецкая Лавра, были ограблены по "Закону о секуляризации монастырского
имущества". В самой Лавре был нарушен устав преподобного Паисия
Нямецкого. Постоянные гонения привели к тому, что иноки стали тайно
покидать обитель и селились на территории Бессарабии, входящей с 1812
года в состав Российской империи. Таким образом, в конце 5О-х гг. XIX
столетия разразившаяся гроза гонений и привела к основанию
Ново-Нямецкого монастыря. Имениями
Нямецкой Лавры на территории Бессарабии управлял особый уполномоченный
Лавры - иеромонах Феофан (Кристя), "муж образованный и преисполненный
ревности в Боге и любви к людям...".
Отец Феофан очень огорчился, узнав об ограблении Лавры и притеснениях в
монастыре. Он немедленно подал прошение архиепископу Кишиневскому и
Хотинскому Антонию, затем Святейшему Синоду Русской Православной Церкви и
даже самому императору Александру II об устроении нового монастыря на
вотчинах Нямецкой Лавры. В
это же время иеромонах Феофан переписывался с духовником Лавры
иеросхимонахом Андроником, бежавшим из обители и тайно прибывшим в
Бессарабию. Они оба ревностно защищали устав преподобного Паисия, будучи
учениками учеников преподобного, сами возросли и окрепли у кладезя
паисианских творений. Именно эти два достойных мужа стояли у истоков
основания Ново-Нямецкого монастыря. Румынское
правительство всячески чинило препятствия основанию новой обители.
Великие испытания и бедствия претерпели ново-нямецкие иноки. И все же с
Божией помощью осуществили святое дело. Высочайшее разрешение на
устройство монастыря последовало 13 (26) января 1864 года. Эту дату
должно считать основанием Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского
монастыря. Итак,
на землях, подаренных Нямецкой Лавре еще в 1429 году господарем
Александру чел Бун, в имении Кицканы началось устроение нового мужского
монастыря, в котором действовал устав преподобного Паисия Нямецкого. Оценив труды и заслуги иеромонаха Феофана, братия избрала его игуменом Ново-Нямецкого монастыря (1864-1883). Из Румынии был привезен список с Нямецкой чудотворной иконы Божией
Матери, а художник по металлу Феодор Верховцев изготовил оклад к иконе,
поражающей красотою Лика и мастерской работой. Икона прославилась
многими чудесами. С
первых дней существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских
отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами
Святой горы Афон. В 1881 году Патриарх Константинопольский Иоаким III
пожертвовал монастырю некоторые частички святых мощей. В 1866 году
Патриарх Иерусалимский Кирилл подарил монастырю серебряный с
позолотой крест с частицею от Животворящего Креста Господня, а также
частицу святого камня от гроба Господа нашего Иисуса Христа, частицы
святых мощей Святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, и
священномученика Харлампия. Эти
частички святых мощей вместе с другими легли в основание ковчега,
изготовленного в 1882 году. Он выглядит как гроб, изготовленый из
позолоченной бронзы. На углах крышки изображены херувимы, а в середине
вычеканен крест. На гробнице написано: "Сия гробничка для святых мощей
устроена в царствование Благочестивейшаго Государя Императора Александра
III Александровича, при Высокопреосвященнейшем Павле, Архиепископе
Кишиневском и Хотинском, при игумене Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского
монастыря Феофане, с братиею, 28 марта 1882 года".
С внутренней стороны этой крышки, тоже бронзовой, позолоченной через
огонь, очень изящно вычеканены образа тех святых, частички которых там
покоятся. Мощи поставлены на кипарисовой доске, в серебряном окладе под
стеклом с надписью имен святых. В центре между мощами находится тот
самый крест с частичкой от Креста Господня и камень от Гроба Господня,
подаренный Кириллом, Патриархом Иерусалимским. Крышка гробницы
закрывается внутренним замком. Игумен
Феофан позаботился и о благоустройстве монастыря. Его стараниями был
построен соборный храм в честь Вознесения Господня (1867-1878 гг.). В
1883 году авва Феофан отошел к Господу, оставив своим преемником
иеросхимонаха Андроника (1885-1893 гг.). При нем в обители появились
новые постройки: трапезная, больница, библиотека. В
1884 году в монастырской библиотеке находились 146 рукописей на
молдавском и славянском языках и 2272 печатные книги на молдавском,
русском, славянском и греческом языках. Схиархимандрит Андроник является
автором более 6о книг. Самые ценные его труды - это "История Нямецкого и
Секульского монастырей" и "История Ново-Нямецкого монастыря". После
смерти отца Андроника игуменом монастыря был избран иеромонах Герман
(1893-1920) - благоукраситель Ново-Нямецкого монастыря. Его стараниями
были построены Успенский храм (1902-1905 гг.) и красивейшая колокольня
(1913-1914 гг.). Монастырь
переживал и трудные периоды. Например, 1940 год, когда территория
Бессарабии оказалась в руках большевистской Советской власти, или годы
Второй мировой войны и последующий советский период. В 1962 году обитель
была закрыта, и в период закрытия монастырь сильно пострадал, был
разрушен и расхищен. Светлый
день для Ново-Нямецкой обители настал в 1990 году, когда монастырь
возобновил свою деятельность. Заботы по восстановлению, благоукрашению и
устроению духовной жизни обители легли на плечи священноархимандрита
монастыря епископа Бендерского Викентия, ныне архиепископа
Екатеринбургского и Верхотурского, и наместника обители архимандрита
Доримедонта. За
последующие годы была налажена церковная жизнь, отремонтированы храмы,
колокольня и келии монастыря. Осуществлены и новые постройки. Вблизи
обители возведена церковь в честь преподобного Паисия Нямецкого. Радует
насельников обители не столько внешнее благолепие, сколько духовная
жизнь монастыря. В 1993 году неподалеку от монастыря был основан скит в честь святых мучеников Викентия и Доримедонта. С
1990 по 2001 гг. при монастыре действовала Кишиневская Духовная
Семинария. Многие студенты духовной школы приняли священнический сан и
ныне проходят свое пастырское служение на приходах Молдовы, Украины и
Румынии. В 1995 году при монастыре был открыт музей, расположенный в двух залах.
В одном из них находятся иконы ХУ1П-ХХ веков, кресты, монеты, сувениры и
медальоны. А в другом зале - исторические фотографии от основания
обители до наших дней, книги, облачения и предметы культа. Господь
явил Свою милость возвращением монастырю ковчега с частицами святых
мощей и частицей Креста Господня, а также возвращением копии с иконы
Ново-Нямецкой Божией Матери. В 1994 году в обитель передан посох
преподобного Паисия. Эти и другие святыни бережно хранятся в стенах
монастыря. В 1995 году священноархимандритом монастыря стал митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. Стараниями
архимандрита Доримедонта в 1997 году изготовлена рака, в которую
положены многие частички святых мощей, в основном святых, подвизавшихся в
Киево-Печерской Лавре. Нынешним наместником монастыря является архимандрит Паисий (Чекан),
который старается исполнять возложенные на него обязанности и заботится о
вверенной ему святой обители.
|